Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативное обеспечение
Локальные документы:
Муниципальный уровень:
- Приказ начальника управления образования Угличского МР от 24.12.2021 №518/01-07 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Угличского муниципального района"
- Муниципальный план мероприятий об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся
Региональный уровень:
- Приказ департамента образования Ярославской области от 17.09.2021 №282/01-03 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
- План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
Федеральный уровень:
- ФГОС НОО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286)
- ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287)
- ФГОС СОО (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413, с изменениями на 11 декабря 2020 года)
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
Информационно-методическое обеспечение
Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности:
-
Электронный банк заданий по функциональной грамотности. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя: https://resh.edu.ru/instruction
-
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
День единого текста
27 ноября в рамках реализации региональной акции инициированной ГАУ ДПО ЯО ИРО, посвященной формированию читательской грамотности обучающихся и развитию профессиональных компетенций педагогов, с целью совершенствования системы оценки качества знаний обучающихся в параллелях 5-х и 7-х классов проведен "День единого текста".
Приказ №281 от 14.11.2024 о проведении Дня единого текста
Расписание уроков Дня единого текста